Статьи

Второе поприще

Иван Онищук

и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. (Евангелие от Матфея 5:41) Что же такое поприще? Поприще - это мера расстояния, около полутора километров. В Древнем мире римские воины на захваченной территории обладали правом обязать любого человека нести их поклажу на расстоянии полутора километров. Такое право римских солдат не нравилось никому, в том числе и жителям Иудеи. Представьте иудея, который спланировал день, вышел из дома, чтобы воплотить все планы и вдруг римский солдат со своей поклажей. Он берет свой груз и перемещает его на плечи иудея, у которого свои планы, свои дела и обязывает того нести все это на протяжении полутора километров. Как вы думаете, как чувствовал себя в этом случае иудей? Конечно, в сердце была обида за несправедливость, гнев и ропот на закон. Но Господь Иисус учит Свой народ следующему: «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два!» Почему Иисус Христос включил это учение в Нагорную проповедь? Потому что это было актуально тогда и остается актуальным сейчас. Почему сегодня в христианстве так много ропота, гнева, обид и немало бунта? Потому, что мы не научились правильно реагировать на тех, кто принуждает нас идти с ними одно поприще, не говоря уже о том, чтобы пройти с ними второе. Если мы будем правильно относиться к словам нашего Господа и исполнять их, мы извлечем из этого учения очень много полезного. Вначале давайте научимся из Слова Божьего проходить одно поприще, а затем перейдем и ко второму. Чтобы достойно пройти первое поприще нам необходимо следующее знание: Во-первых, если мы добровольно исполняем то, что от нас требуют другие, тем самым мы сохраняем свое сердце в совершенном мире. А это очень важно. В любом случае, как бы не роптал, гневался, обижался и бунтовал иудей, он все равно бы нес груз римского воина, положенные полтора километра. Подумайте над тем, чему учит Господь в Нагорной проповеди. Иисус подчеркивает то, что иудеи были лишены внешней свободы перед римскими солдатами, но при этом, их никто не лишал свободы внутренней. Только сам иудей вправе был решать, быть ему свободным или же отдать свое сердце в рабство гнева, ропота, обиды и несправедливости. Учение о втором поприще остается весьма актуальным и сегодня. Мы живем в современном мире, где нет рабов и нет господ, но все же в нем есть старший и младший, есть начальник и подчиненный, есть те, кто окружают нас каждый день. Поэтому каждый из нас должен быть внутренне готов к просьбе пройти первое поприще. Мы можем в это время навредить своему сердцу, а можем в течение всего пути созидать свой внутренний мир. Право выбора всегда остается за нами. По этой причине Святое Писание учит нас тому, как правильно реагировать на просьбы других. Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире. (Филиппийцам 2:14-15) Чтобы достичь качества в своем труде, человеку необходимо сосредоточиться на работе, а ропот не дает ему это сделать. Ропот всегда будет отвлекать его от дел, и направлять взгляд на обстоятельства. Ропот имеет не только горизонтальную грань, но и вертикальную. «Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими». Человек, который допускает ропот в свое сердце, будет иметь конфликт не только с человеком, но и с Господом. Ропот в сердце человека, это нечистота пред Богом. Вспомните, что именно ропот стал причиной истребления целого поколения людей вышедших с Моисеем из Египта. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. (1Коринфянам10:10) Истребитель людей, сатана, не может обитать в святости. Допуская ропот в своем сердце, человек поступает нечестиво пред Богом и тем самым предоставляет сатане свободный доступ к своей жизни. Сатана, получивший доступ к сердцу человека через ропот, очень скоро истребит его. По этой причине, мы как дети Божьи, должны следить за своим сердцем и делать все без ропота и сомнений. Если мы в правильном расположении сердца будем проходить с человеком его поприще. В таком случае, мы не только будем нести его поклажу, но и станем светом на его пути. Во-вторых, мы не должны обманывать тех, кто принуждает нас идти с ними одно поприще. Если бы иудей, которого встретил римский солдат, пообещал нести его ношу, а сам убежал или не донес ее до конца, в таком случае он бы нарушил закон. Нам необходимо знать, что принуждение нести поклажу на протяжении полутора километров это не прихоть римского воина, это закон Рима. Иудеи, которые находились под властью Рима, были обязаны исполнять его законы. В противном случае, они становились преступниками. А преступление закона, требует наказания. Чтобы избежать преступления и наказания, нам не надо избегать людей, которые принуждают нас идти с ними поприще. Мы, как христиане, должны быть вдвойне законопослушны. Во-первых, потому, что мы подчиняем себя закону того Государства, в котором живем, во-вторых, мы подчиняем себя Закону Божьему потому, что он является для нас высшим авторитетом. Для большего восприятия этой истины, давайте обратимся к Слову Божьему, которое учит нас быть людьми честными и исполнительными. А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. (Евангелие от Матфея 21:28-31) В этой истории мы видим как отец, у которого было два сына, подошел к первому и попросил его пойти в виноградник, чтобы поработать. Он ответил - «не хочу», это был неправильный ответ, но честный. Первый сын раскаялся в праздности потому, что был, обличаем своей совестью. Он не смог проигнорировать волю отца, которая была для него высшим авторитетом. Повеление отца, идти работать в виноградник, было для него больше, нежели собственные желания. Второй же сын, к которому подошел отец, с тем же предложением, радостно согласился идти, но не пошел. Своим поступком он обманул отца и пренебрег его волей. У него появились свои дела, которые отодвинули повеление отца на второй план. Вместо исполнения воли отца, второй сын пошел устраивать собственную жизнь. Эта история о двух сыновьях, указывает на то, что в Христианстве существует две категории людей. Первые, это те, которые сначала не хотят исполнять волю Бога, но потом раскаиваются в своей праздности и идут работать в виноградник Отца. Вторые - обещают сделать и никогда не делают. Такие люди соглашаются с любым предложением, не смотря на его трудность потому, что заранее знают, что они его не исполнят. В последствии таким людям понадобиться ложь, чтобы оправдать свою лень. Вы замечали, что трудолюбивый и исполнительный человек, прежде всего честный. А ленивые и беспорядочные люди, очень лукавые потому, что ложь является для них средством оправдания своих поступков. В попытках обмануть Бога, человек обманывает самого себя, нарушает закон и подлежит наказанию. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. (Галатам 6:7) В-третьих, мы не должны позволять другим людям использовать нас в своих личных целях. Помните, право римского солдата, обязать иудея нести его поклажу полтора километра? После прохождения этого расстояния, иудей имел законное право оставить этот груз и отправиться по своим делам. Если бы римский солдат стал принуждать иудея нести его вещи далее, в таком случае уже он становился преступником закона. Мы не должны позволять людям этого мира использовать нас. Когда люди узнают, что вы христианин, они начинают использовать ваше высокое звание в своих корыстных целях. Они просят вас пройти с ними одно поприще, потом второе, третье, четвертое и в итоге вы замечаете, что не успеваете делать свои дела потому, что вы делаете работу другого человека. Не позволяйте никому из людей оказывать на вас давление, используя вашу веру в Бога. Как часто люди этого мира ищут над вами влияния, используя тексты Священного Писания? Иисус Христос дал таким людям следующую характеристику: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Евангелие от Иоанна 8:44) Чтобы не подвергаться различным хитростям и лукавству со стороны других людей, нам необходимо быть под властью Бога. Раб Божий не может быть рабом человека потому, что уже имеет над собой Господина. Иисус Христос выкупил нас из рабства греха, сделав нас свободными людьми. В Своем Слове Он говорит: «Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков». (1Коринфянам 7:23) Свобода, которую даровал нам Христос, дорого стоит, поэтому нам необходимо ее очень высоко ценить. Свобода - это право выбора, не позволяйте никому использовать это право вместо вас. В Ветхом Завете есть удивительная история о еврейском юноше по имени Даниил. Он был приведен в Вавилон из Иудеи в качестве раба, но через послушание и исполнение воли Бога он стал одним из первых людей, которые имели право предстоять пред царем. Многим людям из окружения Даниила это не нравилось, они пытались обвинить его, хотели найти какую-то погрешность, но не могли. Тогда было решено использовать против Даниила, его веру. Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем. И эти люди сказали: не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его. (Дан.6:4-5) Даниил остался неукоризненным и чистым, потому что был верным своему Богу. Так и мы останемся чистыми и свободными людьми, если будем верными своему Богу. Второе поприще открывает нам доступ к двойному помазанию. Когда иудей пронес поклажу римского солдата одно поприще, он исполнил закон, но если он принимает решение нести его поклажу второе поприще, тогда в силу вступает благодать. Благодать – это особый Божий ресурс, который открывается человеку тогда, когда он исполняет Его Слово. В нашем случае, человек согласившийся идти второе поприще, исполняет уже не волю человека, а волю Бога. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. (Галатам 1:10) Без желания угодить Богу, человек никогда не согласиться на второе поприще. Первое поприще мы проходим с человеком и несем его поклажу своими силами. Второе поприще мы проходим с Богом и несем возложенный на нас груз силой благодати, которую дает нам Бог. Делаем мы это для того, чтобы стать участниками Божьего Слова и получить из Его рук награду. Подумайте над учением Иисуса Христа о втором поприще, Он учит Своих последователей обращать обстоятельства в свою пользу. Римский воин, обязавший иудея идти с ним одно поприще, использовал его в своих целях. Но если иудей соглашался идти с римским солдатом второе поприще, тогда уже он использовал римского воина, чтобы исполнить волю Бога и получить награду. Этот же принцип действует и тогда, когда Иисус учит в Нагорной проповеди. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... (Евангелие от Матфея 5:39) Как человек может отстоять свою честь, не нарушая заповеди Божьей и не допуская злости в свое сердце? Поставив под удар обидчику другую щеку. Поступая так, человек демонстрирует исполнение Божьего Закона и тогда в его жизни начинает действовать Благодать. В данном случае Благодать Божья возвышает обиженного человека над своим обидчиком. Подставляя другую щеку, верующий человек использует этот случай, чтобы получить награду от Бога за свое смирение. Иисус приводит еще один пример, благодаря которому человек может обратить плохое в хорошее. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду… (Евангелие от Матфея 5:40) Отдавая свою верхнюю одежду в придачу к своей рубашке, человек показывает, что его ценностями являются не материальные и временные вещи, но духовные и вечные. А его судьи не люди, а Бог. Отдав свою верхнюю одежду, человек облекся в праведность Божью, которая не отнимется у него ни в жизни земной, ни в жизни вечной. Отдавая вторую одежду, подставляя вторую щеку, соглашаясь идти второе поприще, человек открывает для себя доступ к двойному помазанию. Многие Христиане хотят достичь двойного помазания, но не хотят проходить ни первое, ни второе поприще. Двойное помазание, как награда от Господа, ожидает только тех людей, кто достойно проходит второе поприще. Чтобы это было для нас понятным, хочу привести два примера из Ветхого и Нового Завета. Давайте посмотрим на пророка Елисея и Апостола Павела, которые прошли за свою жизнь два поприща и получили двойное помазание от Бога. Елисей - это человек, у которого было очень много работы. Он, как и его предки занимался земледелием. У него было двенадцать пар волов и много земли. Чтобы накормить своих волов и приготовить их к работе, нужно было рано вставать и много работать. Елисей хорошо заботился не только о волах и земле, но так же и о множестве своих слуг. Он не был человеком праздным, постоянно был чем-то занят. В то время как Елисей занимался своей работой, другой человек по имени Илия, служил Богу. Он был пророком и нес свое служение в нелегкое для Божьего народа время. Во времена служения Илии, пророков Господних гнали и убивали. Однажды, когда Илия предстал пред Богом, Господь открыл, что желает забрать его к Себе на небеса. Но чтобы народ Израиля продолжал слышать голос Божий, Илия должен был найти себе приемника и помазать его в пророки. Выбор Бога пал на Елисея. И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему. (3Царств 19:15-21) Когда Илия нашел Елисея, тот занимался своими делами. Но это не касалось Илии, он взял свою милоть и бросил на него. Что произошло в этот момент? Пророк Илия позвал Елисея идти с ним его поприще и возложил на него свое пророческое служение в виде милоти. Входило ли это в планы Елисея? Конечно, нет! Но он поспешил за пророком Божьим, чтобы исполнить его волю. После того как Елисей оставил своих родителей, слуг, волов, земли, он стал служить Илии. Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии. (4Царств.3:11) Библия говорит о том, что служение Елисея заключалось в том, чтобы подавать воду на руки Илии. Все, что делал Елисей, так это служил пророку в его бытовых нуждах. Нет и малейшего упоминания о том, что Елисей пророчествовал вместе с Илией. Елисей делал свою работу без ропота и сомнения потому, что он был человеком верным и исполнительным. Представьте себя на месте Елисея. Как бы вы отреагировали на такое служение? Смогли бы вы оставить свои планы лишь для того, чтобы помогать служить другому? К этому готовы не все, поэтому многие и не имеют многого. Они начинают роптать на Бога, на его слугу и сомневаться в правильности своего выбора. Но Елисей был не таким человеком. Он достойно прошел с Илией его поприще. Когда они вместе вошли в Галгал, Илия освободил Елисея от служения ему. В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон. И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба.Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана. И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. (4Царств 2:1-9) Первое поприще Елисея закончилось в Галгале. Он был свободен от обязательств служить Илии и мог вернуться домой. Но с чем? Елисей еще не получил своей награды из рук Илии и он принимает решение идти с пророком второе поприще. В Вефиле, Илия опять предлагает Елисею оставить его, но он не делает этого. Подобное предложение прозвучало в Иерихоне и у реки Иордан. Требуя от Елисея остаться в этих городах, Илия испытал его и нашел в нем верного последователя. Наконец-то они прошли все города, и подошло к завершению второе поприще. Илия обратился к Елисею и сказал ему: «Проси, что сделать тебе» и Елисей ответил: «Дух который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Так и произошло! Елисей получил двойное помазание потому, что прошел второе поприще. Подобно Елисею, нам надо научиться «подавать воду на руки» служителям Бога и неуклонно следовать за ними. Если мы будем научены этим истинам, мы достойно пройдем два поприща и получим двойное помазание. Наш Господь всегда доводит начатое дело до конца потому, что Он есть не только Альфа, но Он так же и Омега. Альфа, это первое поприще, Омега, это второе поприще. Проходя с Богом два поприща, человек получает полное откровение Бога и полную награду. Павел, он же Савл из Тарса, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей. У него тоже были свои планы, которые включали в себя убийство дьякона Стефана, арест христиан и гонения на Церковь. Он был религиозным фанатиком, который выпросил письма у первосвященников, благодаря которым мог беспрепятственно арестовывать христиан в Дамаске, и отправлять их на казнь в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. (Деяния 9:3-6) Когда Савл встретился с Иисусом на дороге в Дамаск, он вынужден был оставить все свои планы, Господь открыл ему глаза и показал, какое поприще предстоит пройти и какую ношу пронести. Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. (Деяния 9:15-16) В жизни Апостола Павла все так и произошло. Он возвещал имя Господа Иисуса Христа перед народами, царями и сынами Израилевыми. Но не только это слово исполнилось в жизни Павла. Исполнилось и обещание Господа относительно его многочисленных страданий, которые Апостол перечисляет в Послании к Коринфской церкви: Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. (2-е Коринфянам 11:23-27) Первое поприще Павла началось на дороге в Дамаск, а закончилось в Римской тюрьме. Когда Апостол находился в заключении, Иисус предстал пред ним и снял с него эту тяжелую ношу. Господь объявил ему, о том, что он прошел поприще и может пойти с Ним в вечность. Перед Павлом стоял выбор, пойти ли ему на небеса или же пройти с Иисусом Христом второе поприще на земле. Свои внутренние переживания, он описывает в Послании к Филиппийской церкви: Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии. (Филиппийцам 1:21-26) Павел пишет о том, что он выбрал второе поприще, за что и получил великую награду. Будучи гонителем Церкви, после своего обращения и верного следования за Господом стал одним из величайших Апостолов Церкви. Рассматривая жизнь Елисея и Павла, мы увидели, что каждому из них был предоставлен выбор, и каждый из них сделал его в пользу Бога. Их принудили идти одно поприще, а они прошли два, за что и получили величайшие награды из рук Господа. Их верность и посвящение Богу, должны повлиять на нашу с вами жизнь, чтобы мы могли не только пройти первое поприще, но и с радостью согласиться на второе. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще. (Евреям 12:1) Журнал МИССИЯ.RU №10